Заметки консультанта

Шамрай Александр Владимирович

USE-CASE 2.0. Базовые принципы

Posted by Shamrai Alexander на 18 мая, 2018

В основе любого успешного применения сценариев использования находятся шесть основных принципов:

  1. Сохранять их простыми, рассказывая истории
  2. Понимать общую картину
  3. Сосредотачивать внимание на значении
  4. Строить систему слайсами
  5. Поставлять систему инкрементами
  6. Адаптировать под потребности команды

В этой главе мы рассмотрим эти принципы более подробно и будем использовать их для введения в концепцию моделирования сценариев использования и разработку на основе сценариев использования.

Принцип 1: Сохранять их простыми, рассказывая истории

Рассказ историй – это как инструмент выживания и развития культур. Это простейший и самый эффективный способ для передачи знаний от одного человека к другому. Это лучший способ для передачи информации о том, что должна делать система, и позволить каждому, кто работает над системой, сосредоточиться на одних и тех же целях.

Сценарии использования фиксируют цели системы. Чтобы понять сценарий использования, мы рассказываем истории. Истории показывают, как успешно достичь цели и как обрабатывать любые проблемы, которые могут возникнуть на пути. Сценарии использования позволяют определить и зафиксировать все разные, но связанные истории простым, но исчерпывающим способом. Это позволяет легко сохранить, передать и понять системные требования.

Т.к. сценарий использования ориентирован на достижение конкретной цели, он предоставляет фокус рассказа. Вместо того, чтобы пытаться описать систему на одном дыхании, мы можем делать сценарий использования за сценарием использования. Результаты рассказа историй сохраняются и представляются как часть повествования сценария использования, которое сопровождает каждый сценарий использования.

При использовании рассказов историй, как метода для передачи требований, важно убедиться, что истории фиксируются по пути, что делает их действенными и проверяемыми. Для завершения описания сценария использования каждое их повествование сопровождает набор тестовых сценариев. Тестовые сценарии являются наиболее важной частью описания сценария использования, даже более важными, чем его повествование. Это так, потому что они делают истории реальными, и их использование может недвусмысленно продемонстрировать, что система делает то, что она должна делать. Тестовые сценарии определяют, что значит успешная реализация сценария использования.

Принцип 2: Понимать общую картину

Является ли система, которую вы разрабатываете, большой или малой, или это программная система, аппаратная система или новый бизнес важно, чтобы вы понимали общую картину. Без понимания системы в целом, невозможно сделать правильные решения о том, что включать в систему, что выбросить из нее, сколько это будет стоить и какую пользу это будет приносить. Это не означает фиксацию всех требований наперед. Вам просто нужно создать нечто то, что подводит к нужной системе, и позволяет вам понять масштаб и прогресс на уровне системы.

Диаграмма сценариев использования является простым способом обеспечения общего представления системных требований. Рисунок 1 показывает диаграмму сценариев использования для простой телефонной системы. На этой картинке вы можете увидеть все пути, где система может быть использована, кто начинает взаимодействие и любые другие вовлеченные стороны. Например, Вызывающий абонент может использовать местный звонок или междугородний звонок на любой из Вызываемых абонентов системы. Вы также можете видеть, что пользователи не обязательно должны быть людьми, это также могут быть другие системы, а в некоторых случаях оба варианта (например, Вызываемым абонентом может быть роль автоответчик и не человек).

Рисунок 1. Диаграмма сценариев использования для простой телефонной системы

Диаграмма сценариев использования является представлением в модель сценариев использования. Модели сценариев использования принимают тот факт, что системы поддерживают много различных целей для многих различных заинтересованных сторон. В модели сценариев использования заинтересованные стороны, которые используют систему и участвуют в достижении целей, моделируются как субъекты, а пути, которые система будет использоваться для достижения этих целей, моделируются как сценарии использования. Таким образом модель сценариев использования обеспечивает контекст для требований системы, которые будут обнаружены, переданы и изучены. Она также обеспечивает легкодоступную общую картину всех элементов, которые система будет делать. В диаграмме сценариев использования (например, Рисунок 1) субъекты отображаются как спичечные человечки и сценарии использования как эллипсы. Стрелки указывают на инициатора взаимодействия (субъект или система), что позволяет четко видеть, кто начинает сценарий использования.

Модель сценариев использования представляет собой модель всех полезных способов использования системы. Это позволяет вам очень быстро установить границы системы – что включено и что нет – и дать команде всеобъемлющую картину того, что система будет делать. Модель позволяет делать это без погружения в детали требований или внутренности системы. Не имея большого опыта, очень легко разрабатывать модели сценариев использования даже для самых сложных систем, создание легкодоступной картины делает границы и цели системы видимыми для всех участников.

Принцип 3: Сосредотачивать внимание на значении

При попытке понять, как будет использоваться система, всегда важно сосредоточить внимание на значении, которое она будет предоставлять своим пользователям и другим заинтересованным сторонам. Значение создается только в случае, если система фактически используется; так что гораздо лучше сосредоточиться на том, как система будет использоваться, чем на длинных списках функций или возможностей, которая она будет предлагать.

Сценарии использования обеспечивают такой фокус путем сосредоточения внимания на том, как система будет использоваться для достижения конкретной цели для конкретного пользователя. Они покрывают много способов использования системы: те, которые успешно достигают цели, и те, которые обрабатывают любые проблемы, которые могут возникнуть. Чтобы сделать значение легко подсчитываемым, идентифицируемым и поставляемым, вам нужно структурировать повествования сценария использования. Чтобы держать элементы простыми, начните с простейшего способа достижения цели. Затем зафиксируйте любые альтернативные пути достижения цели, а также как обрабатывать любые проблемы, которые могут возникнуть при попытке достичь цель. Это позволит сделать прозрачными связи между способами использования системы. Это позволит идентифицировать и увидеть прогресс для наиболее ценных путей, а менее ценные могут быть добавлены позже, не нарушая или изменяя то, что было сделано раньше.

В некоторых случаях в реализации будет отсутствовать что-либо, что не имеет большого значения или не ценно вообще, кроме самого простого способа достижения цели. В других случаях обеспечивается больше вариантов, и специфические пути достижения цели будут предоставлять основные конкурентные преимущества, которые делают вашу систему более значимой, чем система ваших конкурентов.

На Рисунке 2 показано повествование сценария использования, структурированное подобным образом. Самый простой способ достижения цели описывает основной поток. Другие представлены как альтернативные потоки. Таким образом вы создаете набор потоков, который структурирует и описывает истории, и помогает нам найти тестовые сценарии, которые дополняют их определение.

ОСНОВНОЙ ПОТОК АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОТОКИ
1. Вставить карту А1. Неправильная карта
2. Выполнить валидацию карты А2. Нестандартный сумма
3. Выбор получения наличных денег А3. Требуется квитанция
4. Выбор счета А4. Недостаточно средств в банкомате
5. Подтверждение доступности средств А5. Недостаточно средств на счету
6. Возврат карты А6. Возможен перерасход
7. Выдача наличных А7. Карта застряла
А8. Карта забыта
И т.д.

Рисунок 2. Структура рассказов сценариев использования

Рисунок 2 показывает повествовательную структуру для сценария использования Снять наличные для банкомата. Основной поток отображается как набор простых шагов, которые фиксируют взаимодействие между пользователями и системой. Альтернативные потоки идентифицируют любые другие способы использования системы для достижения цели, например, запрашивают нестандартную сумму, а также любые дополнительные возможности, которые могут предлагаться пользователю, например, выдача квитанции, и любые проблемы, которые могут возникнуть на пути к достижению цели, такие как Карта застряла.

Вам не нужно фиксировать все потоки в один момент времени время. Хотя, записывая основной поток, естественно думать о других способах достижения цели и о том, что может пойти неправильно на каждом шагу. Вы фиксируете эти альтернативные потоки, но сосредотачиваетесь на основном потоке. Затем вы можете вернуться к завершению альтернативных потоков позже, по мере необходимости.

Такого рода маркированный набросок может быть достаточным, чтобы зафиксировать истории и направить разработку, или может потребоваться более тщательно проработать его после того, как команда исследует детали того, что система должна делать. Самое главное, что это развиваемая структура повествований сценария использования. Основной поток необходим, даже если сценарий использования никогда не будет полностью завершен. Основной поток должен быть реализован первым. Альтернативные варианты являются необязательными. Они могут быть добавлены к основному потоку, когда они необходимы. Это позволяет вам действительно сосредоточиться на значении, которое можно получить от системы. Вам больше не нужно поставлять весь сценарий использования, можно сосредоточиться на тех частях сценария использования, которые предлагают наибольшую ценность. Это также означает, что не требуется полная модель сценариев использования или даже весь сценарий использования перед началом работ по разработке системы. Если вы определили наиболее важные сценарий использования и понимаете его основной поток, то у вас уже есть что-то значимое, что можно добавить к вашей системе.

Эта структура делает истории легко фиксируемыми и проверяемыми на полноту, в то время, как и легко отфильтровать потенциальные пути использования системы, которые предлагают мало или вообще не имеют реальной ценности для пользователей. Такой постоянный акцент на значении позволят вам убедиться, что каждый релиз вашей системы минимален на сколько это возможно, при этом предлагает реальную ценность для пользователей системы и заинтересованных сторон, которые финансируют разработку.

Принцип 4: Строить систему слайсами

Большинство систем требуют много работы, прежде чем они будут использоваться и будут готовы для эксплуатации. Они имеют много требований, большинство из которых зависят от других требований, которые реализуются, прежде чем последние могут быть завершены и ценность поставлена. Ошибочно пытаться построить такую систему за один шаг. Система должна быть построена на основе слайсов, каждый из которых имеет четкое значение для пользователей.

Рецепт довольно прост. Во-первых, определите наиболее полезную вещь, которую система должна делать и сосредоточьтесь на этом. Затем возьмите одна такую вещь и нарежьте на слайсы. Определите тестовые сценарии, которые представляют собой приемку этих фрагментов. Некоторые слайсы будут иметь вопросы, на которые нельзя ответить. Отложите их в сторону в данный момент. Выберите самый центральный фрагмент, который проходит через всю концепцию от начала до конца, или как можно ближе к этому. Оцените его как команда (оценки не должны быть «правильными», это просто оценки) и начните собирать его.

Это подход, принятый в сценариях использования 2.0, где сценарии использования нарезаны для предоставления подходящего размера рабочих элементов, а сама система развивалась слайс за слайсом.

Нарезка сценариев использования

Лучший способ найти правильный слайс – думать о историях и о том, как мы их фиксируем. Каждая история является хорошим кандидатом на слайс. Каждая история определяется частью повествования сценария использования и одного или нескольких сопровождающих тестовых сценариев. Тестовые сценарии являются наиболее важной частью описания слайса сценария использования, т.к. они делают историю реальной.

Применяя наш рецепт выше, сценарии использования определят полезные вещи, которые система будет делать. Выберите наиболее полезные сценарии использования, чтобы найти наиболее полезную вещь, которую делает система. Чтобы найти наиболее центральный слайс, необходимо отбросить все менее важные пути достижения цели и решения проблем. Вы можете сделать это, сосредоточив внимание на историю, описанную в основном потоке. Слайс, основанный на основном потоке, гарантированно проходит через всю концепцию от начала до конца, т.к. это будет наиболее простым путем для пользователя для достижения его цели.

Оцените слайс и начните формировать его. Из сценария использования можно брать дополнительные слайсы до тех пор, пока не будет достаточно слайсов, чтобы предоставить полезное решение для этого конкретного пользователя. Затем то же самое может быть сделано для других сценариев использования, вам необходимо собрать систему, которую можно использовать.

Слайсу сценария использования не нужно содержать весь поток и все его тестовые сценарии – первый слайс может быть просто основным потоком с одним тестовым сценарием. Для завершения потока и затрагивания всех тестовых сценариев в дальнейшем можно добавить дополнительные слайсы. Механизм нарезки является очень гибким, позволяет создать слайсы большие и малые так, как вам нужно направить вашу разработку.

Слайсы – это больше, чем просто требования и тестовые сценарии

Когда мы строим систему слайсами, не достаточно просто нарезать требования. Пусть даже сценарии использования традиционно использовались для понимания и фиксации требований, но они всегда были больше, чем это. Как показано на Рисунке 3, слайсы сценариев использования проходят больше, чем просто через требования, они также нарезают все другие аспекты системы и ее документации.

Рисунок 3. Слайс сценария использования больше, чем просто нарезка требований

В левой части Рисунка 3 вы можете увидеть слайс сценария использования, этот фрагмент взят из одного из сценариев использования, который показан в следующей колонке. Слайс затем продолжается через проектирование, где показаны вовлекаемые элементы дизайна, так и через реализацию, где вы можете увидеть, какие части кода фактически реализуют слайс. Наконец слайс прорезает активы тестирования, охватывающие не только тестовые сценарии, но также тестовые скрипты, которые используются для выполнения тестов, и полученные результаты тестирования.

Также как обеспечение трассировки от требований до кода и тестов, также образ слайсов помогает вам развить правильную систему. Когда вы приходите к реализации слайса, необходимо понимать влияние слайса на проектирование и реализацию системы. Нужны ли новые элементы системы? Может ли это быть реализованным просто внесением изменений в существующие элементы? Если влияние слишком велико, вы даже может решите не реализовывать слайс! Если у вас есть основной дизайн для системы, такой анализ можно сделать легко и быстро, что предоставляет отличный способ для понимания влияния добавления слайса в систему.

Решая каждый аспект системы слайс за слайсом, сценарии использования помогают во всех различных областях системы, включая пользовательский опыт (пользовательский интерфейс), архитектура, планирование и тестирование. Они предоставляют возможность связать требования с частями системы, реализующие их, тестами, используемыми для проверки, что требования были реализованы успешно, релизами и планами проектов, которые направляют работы по разработке. В случаях использования версии 2.0 есть специальные конструкции, называемые реализация сценария использования, которая добавляется к каждому сценарию использования, чтобы записать его влияние на другие аспекты системы.

Слайсы сценария использования: Наиболее важная часть Сценария использования 2.0

Концепция слайса сценария использования является неотъемлемой частью Сценария использования 2.0 как и сам сценарий использования. Эти фрагменты позволяют дробить сценарии использования на соответствующего размера части работ команды разработчиков, готовые для реализации. Представьте себе, что вы являетесь частью небольшой группой, выпускающей работающее программное обеспечение каждые две недели. Весь сценарий использования, вероятно, является слишком большим, чтобы он мог быть завершенным в один двухнедельный период. Слайс сценария использования – это другой вопрос, потому что он может быть нарезан настолько тонко, насколько этого требует команда. Слайсы сценария использования также позволяют команде сосредоточиться на предоставлении значимой части, готовой к использованию системы как можно скорее, отбросив все ненужные требования на пути.

Принцип 5: Поставлять систему инкрементами

Большинство программных систем развиваются на основе многих генераций. Они не выпускаются за один раз; они строятся как серия релизов сборка за сборкой. Даже сами релизы часто не выпускаются за один раз, они развиваются как серия инкрементов. Каждый инкремент обеспечивает демонстрируемую или готовую к использованию версию системы. Каждый инкремент основывается на предыдущем, добавляя больше функциональных возможностей или улучшая качество предыдущего. Так должны выпускаться все системы.

Сценарии использования сами по себе также могут быть слишком большими, чтобы рассматривать их поставку сразу. Например, нам, возможно, не нужны все способы обеспечения местного звонка в самых первых инкрементах телефонной системы. Самых основных возможностей может быть достаточно, чтобы установиться и запуститься. Дополнительные или нишевые методы установки местного звонка, такие как обратный звонок или повторный набор последнего номера, могут быть добавлены в более поздних инкрементах. Нарезая сценарии использования, мы можем достичь мелкозернистого управления, необходимого для достижения максимальной значимости в каждом выпуске.

Рисунок 4 показывает инкрементальную разработка версии системы. Первый инкремент содержит только один слайс: первый слайс от сценария использования 1. Второй инкремент добавляет еще один слайс из сценария использования 1 и первый слайс от сценария использования 2. Для создания третьей и четвертой частей добавляются дополнительные слайсы. Четвертый инкремент считается завершенным и достаточно полезным для реализации.

Рисунок 4. Сценарии использования, слайсы сценариев использования, инкременты и релизы

Сценарии использования являются отличным инструментом для планирования релиза. Работа на уровне сценариев использования позволяет все требования-спутники соответствующих требований отложить до более поздней версии. Принимая решения на уровне сценариев использования, можно быстро набросать общую картину и использовать ее, чтобы сосредоточиться на областях системы, которые должны быть рассмотрены в следующем релизе.

Диаграммы сценариев использования, показывая какие сценарии использования должны быть рассмотрены в этом релизе, а какие должны отложены до более поздней версии, являются отличным инструментом для иллюстрирования целей команды. Они четко показывают тему каждого релиза и отлично смотрятся приколотые на стенах вашей боевой комнаты для всеобщего обозрения.

Слайсы сценария использования – это отличный инструмент для построения меньших инкрементов на пути к полному релизу. Они позволяют вам назначить независимо реализуемые и проверяемые слайсы в инкременты, обеспечив, что каждый инкремент больше чем тот, на основе которого он построен.

Принцип 6: Адаптировать под потребности команды

К сожалению, нет «единого размера, который подходит всем» для решения проблем разработки программного обеспечения; различные команды и различные ситуации требуют разных стилей и разных уровней детализации. Независимо от того, какие методы и приемы вы выбираете, вы должны убедиться, что они являются достаточно гибкими для удовлетворения текущих потребностей команды.

Это относится к практикам, выбранных вами как для обмена требованиями и направления разработки программного обеспечения, так и любых других. Например, легковесные требования невероятно эффективны, когда существует тесное взаимодействие с пользователями, и команда разработчиков может получить личные объяснения требований и своевременные ответы на любые вопросы, которые возникают. Если такого рода сотрудничество не представляется возможным, т.к. пользователи не доступны, то требования потребуют больше подробностей и неизбежно станут более тяжеловесными. Есть много других обстоятельств, где команде могут потребоваться более детальные требования для входа в разработку. Однако важно не составлять список всех возможных обстоятельств, где легковесный подход не может быть подходящим, а понимать тот факт, что практики нужно масштабировать.

Сценарий использования 2.0 разработан с таким пониманием, и может быть настолько легким, насколько это вам необходимо. Малые, не разнесенные команды могут иметь очень легкие повествования сценария использования, которые фиксируют простые истории. Они могут быть написаны от руки на простых индексных карточках. Крупные распределенные команды могут иметь более подробные повествования сценариев использования, представленные в виде документов. Это решать команде нужно ли или нет выходить за рамки простого подхода, добавляя дополнения при возникновении проблем, с которыми простой подход не может справиться.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: