Заметки консультанта

Шамрай Александр Владимирович

CMMI DEV v1.3 – Определение Организационных Процессов

Posted by Шамрай Александр на Сентябрь 26, 2011

Перевод Шамрай А.В.

Процессная область управления процессами уровня зрелости 3

Назначение

Назначением Определения Организационных Процессов (ОПО) является установка и поддержка применимого набора организационных активов процессов, стандартов рабочей среды и правил и руководств для команд.

Вступительный комментарий

Организационные активы процессов позволяют последовательно выполнять процессы в масштабе всей организации и обеспечивают основу для кумулятивных, долгосрочных выгод для организации. (См. определение «организационные активы процессов» в глоссарии).

Организационная библиотека активов процессов поддерживает организационное обучение и совершенствование процессов, позволяя обмениваться передовым опытом и полученными уроками для всей организации. (См. определение «организационные активы процессов» в глоссарии).

Организационный набор стандартных процессов также описывает стандартные взаимодействия с поставщиками. Взаимодействие с поставщиком характеризуется следующими типичными элементами: ожидаемые от поставщиков результаты, применимые к этим результатам критерии приемлемости, стандарты (например, архитектурные и технологические стандарты) и стандартные вехи и оценки процесса.

«Набор стандартных процессов» организации адаптируется под проекты для создания их определенных процессов. Другие организационные активы процессов используются для поддержки адаптации и реализации определенных процессов. Стандарты рабочей среды используются в качестве руководства для создания рабочей среды проекта. Правила и руководства для команд используются как вспомогательные для их структурирования, формирования и функционирования.

«Стандартный процесс» состоит из других процессов (например, подпроцессов) или элементов процесса. «Элемент процесса» является основной (то есть, атомарной) единицей определения процесса, которая описывает мероприятия и задачи для последовательного выполнения работы. Архитектура процесса обеспечивает правила для соединения элементов процесса из стандартного процесса. Набор стандартных организационных процессов может включать в себя несколько архитектур процесса.

(См. определение «стандартный процесс», «архитектура процесса», «подпроцесс» и «элемент процесса» в глоссарии.)

Организационные активы процессов могут быть организованы по-разному, в зависимости от реализации процессной области Определение Организационных Процессов. Можно привести следующие примеры:

  • Описания модели жизненного цикла могут быть частью набора стандартных процессов организации или они могут быть описаны отдельно.
  • Набор стандартных процессов организации может храниться в библиотеке активов процессов организации или ее можно хранить отдельно.
  • Единое хранилище может содержать как измерения, так и процессную документацию, или же они могут храниться отдельно.

Связанные процессные области

См. процессную область Фокусирование на Организационных Процессах для получения дополнительной информации о развертывании организационных активов процессов.

Перечень специфических целей и практик

  • СЦ 1 Установить Организационные Активы Процессов
    • СП 1.1 Устанавливайте Стандартные Процессы
    • СП 1.2 Устанавливайте Описания Модели Жизненного Цикла
    • СП 1.3 Устанавливайте Критерии и Руководства по Адаптации
    • СП 1.4 Устанавливайте Хранилище Измерений Организации
    • СП 1.5 Устанавливайте Библиотеку Активов Процесса Организации
    • СП 1.6 Устанавливайте Стандарты Рабочей Среды
    • СП 1.7 Устанавливайте Правила и Руководства для Команд

Специфические практики по целям

СЦ 1 Установить Организационные Активы Процессов

Набор организационных активов процессов установлен и поддерживается.

СП 1.1 Устанавливайте Стандартные Процессы

Устанавливайте и поддерживайте набор стандартных процессов организации.

Стандартные процессы могут быть определены на разных уровнях в предприятии, и они могут быть связаны иерархически. Например, предприятие может иметь набор стандартных процессов, который адаптирован для отдельных организаций (например, подразделение, участок) на предприятии для установки их набора стандартных процессов. Набор стандартных процессов также может быть адаптирован для каждого из бизнес-области организации, линейки продукта или стандартных сервисов. Таким образом, набор стандартных процессов организации может ссылаться на стандартные процессы, установленные на организационном уровне, и стандартные процессы, которые могут быть установлены на более низком уровне, хотя некоторые организации могут иметь только один уровень стандартных процессов. (См. определение «стандартный процесс» и «набор стандартных процессов организации» в глоссарии.)

Несколько стандартных процессов могут быть необходимы для удовлетворения потребностей разных прикладных областей, моделей жизненного цикла, методологий и инструментов. Набор стандартных процессов организации содержит элементы процесса (например, элементы оценки размера рабочего продукта), которые могут быть связаны между собой в соответствии с одной или несколькими архитектурами процесса, которые описывают отношения между элементами процесса.

Набор стандартных процессов организации обычно включает в себя технические, управленческие, административные, процессы поддержки и организационные процессы.

Набор стандартных процессов организации должен коллективно охватывать все процессы, необходимые для организации и проектов, включая процессы, затрагиваемые процессными областями 2-го уровня зрелости.

Пример рабочих продуктов

1. Набор стандартных процессов организации

Подпрактики

1. Декомпозируйте каждый стандартный процесс на составляющие элементы процесса до того уровня детализации, которого будет достаточного для понимания и описания процесса.

Каждый элемент процесса охватывает тесно связанный комплекс мероприятий. Описания элементов процесса могут быть выражены шаблонами для заполнения, фрагментами, которые должны быть закончены, абстрактными описаниями для дальнейшего уточнения или полными описаниями, которые будут адаптироваться и использоваться без изменений. Эти элементы описываются в такой детализации, что процесс, когда полностью определен, может должным образом последовательно выполняться подготовленными и опытными людьми.

Примеры элементов процесса включают в себя следующее:

  • Шаблон для генерирования оценки размера рабочего продукта
  • Описание методологии проектирования рабочего продукта
  • Адаптируемая методология коллегиальной оценки
  • Шаблон для проведения управленческого анализа
  • Шаблоны или потоки задач, встроенные в инструменты рабочего процесса
  • Описание методов предварительной подготовки поставщиков в качестве предпочтительных поставщиков

2. Указывайте критические атрибуты каждого элемента процесса.

Примеры критических атрибутов включают следующее:

  • Роли процесса
  • Применение стандартов
  • Применение процедур, методов, инструментов и ресурсов
  • Цели выполнения процесса
  • Критерии входа
  • Входные элементы
  • Точки верификации (например, коллегиальные оценки)
  • Выходные элементы
  • Интерфейсы
  • Критерии выхода
  • Меры продукта и процесса

3. Указывайте взаимосвязи между элементами процесса.

Примеры взаимосвязи включают следующее:

  • Порядок элементов процесса
  • Интерфейсы между элементами процесса
  • Интерфейсы с внешними процессами
  • Взаимозависимости между элементами процесса

Правила для описания отношений между элементами процесса называют «архитектурой процесса». Архитектура процесса охватывает основные требования и руководства. Подробные спецификации этих отношений приводятся в описаниях определенных процессов, которые адаптированы из набора стандартных процессов организации.

4. Убедитесь, что набор стандартных процессов организации придерживается применяемым политикам, стандартам и моделям.

Соответствие применяемым стандартам процесса и моделям, как правило, демонстрируется разработкой преобразования множества стандартных процессов организации в соответствующие стандарты процесса и модели. Это преобразование является полезным вкладом для будущей оценки.

5. Убедитесь, что набор стандартных процессов организации удовлетворяет процессным нуждам и целям организации.

См. процессную область Фокусирование на Организационных Процессах для получения дополнительной информации об установке потребностей организационного процесса.

6. Убедитесь в наличии соответствующей интеграции между процессами, которые включены в набор стандартных процессов организации.

7. Документируйте набор стандартных процессов организации.

8. Проводите коллегиальные оценки для набора стандартных процессов организации.

См. процессную область Верификация для получения дополнительной информации о выполнении коллегиальных оценок.

9. Пересматривайте набор стандартных процессов организации по мере необходимости.

Примеры, когда набор стандартных процессов организации, возможно, должны быть пересмотрены, включают следующее:

  • Когда выявлены усовершенствования для процесса
  • Если данные анализа причин и принятых решений показывают, что процесс требует изменений
  • Когда предложения по совершенствованию процессов выбраны для применения в масштабе всей организации
  • Когда обновляются потребности и цели процесса организации

СП 1.2 Устанавливайте Описания Модели Жизненного Цикла

Устанавливайте и поддерживайте описания утвержденных для использования в организации моделей жизненного цикла.

Модели жизненного цикла могут быть разработаны для различных заказчиков или для различных ситуаций, т.к. одна модель жизненного цикла может не подходить для всех ситуаций. Модели жизненного цикла часто используются для определения фазы проекта. Кроме того, организация может определить различные модели жизненного цикла для каждого вида продукта и услуги, которые она поставляет.

Пример рабочих продуктов

1. Описания моделей жизненного цикла

Подпрактики

1. Выбирайте модели жизненного цикла, основанные на потребности проектов и организации.

Примеры моделей жизненного цикла проекта включают следующее:

  • Водопадная или Последовательная
  • Спиральная
  • Эволюционная
  • Инкрементальная
  • Итерационная

2. Документируйте описания моделей жизненного цикла.

Модели жизненного цикла могут быть документированы как часть описаний стандартного процесса организации или они могут быть описаны отдельно.

3. Проводите коллегиальные оценки моделей жизненного цикла.

См. процессную область Верификация для получения дополнительной информации о выполнении коллегиальных оценок.

4. Пересматривайте описания моделей жизненного цикла по мере необходимости.

СП 1.3 Устанавливайте Критерии и Руководства по Адаптации

Устанавливайте и поддерживайте критерии и руководства по адаптации для набора стандартных процессов организации.

Критерии и руководства по адаптации описывают следующее:

  • Как набор стандартных процессов организации и организационных активов процессов используются для создания определенных процессов
  • Требования, которые должны быть удовлетворены определенными процессами (например, подмножество организационных активов процессов, который необходим для любого определенного процесса)
  • Варианты, которые могут быть выполнены, и критерии для выбора вариантов
  • Процедуры, которые должны соблюдаться при выполнении и документировании процесса адаптации

Примеры причин для адаптации включают следующее:

  • Адаптация процесса для новой линейки продукта или рабочей среды
  • Разработка описания процесса так, чтобы в результате определенный процесс мог быть выполнен
  • Настройка процесса для приложения или класса аналогичных приложений

Гибкость в адаптации и определении процессов сбалансировано с обеспечением соответствующей согласованности процессов в масштабе всей организации. Гибкость необходима для решения контекстуальных переменных, таких как область; характер заказчика; установка затрат, графика и качества; техническая сложность работ и опыт людей реализующих процесс. Согласованность в рамках организации необходима для того, чтобы организационные стандарты, цели и стратегии надлежаще обеспечивались, и данные процесса и полученные уроки могли быть общедоступны.

Адаптация является критической деятельностью, которая позволяет вносить контролируемые изменения в процессы, связанные с конкретными потребностями проекта или частью организации. Процессы и элементы процесса, которые имеют непосредственное отношение к критическим бизнес-целям обычно должны быть определены как обязательные, но к процессам и элементам процесса, которые менее важны или только косвенно влияют на бизнес-цели, можно применить больше адаптации.

Размер адаптации может также зависеть от модели жизненного цикла проекта, использования поставщиков и других факторов.

Критерии и руководства адаптации могут позволять использование стандартного процесса «как он есть» без какой-либо адаптации.

Пример рабочих продуктов

1. Руководства по адаптации набора стандартных процессов организации

Подпрактики

1. Указывайте критерии выбора и процедуры для адаптации набора стандартных процессов организации.

Примеры критериев и процедур включают в себя следующее:

  • Критерии выбора моделей жизненного цикла из утвержденных организацией
  • Критерии для выбора элементов процесса из множества стандартных процессов организации
  • Процедуры для адаптации выбранной модели жизненного цикла и элементов процесса для удовлетворения особенностей и потребностей процесса
  • Процедуры адаптации общих мер организации для решения информационных потребностей

Примеры адаптации включают следующее:

  • Изменение модели жизненного цикла
  • Сочетание элементов различных моделей жизненного цикла
  • Изменение элементов процесса
  • Замена элементов процесса
  • Изменение порядка элементов процесса

2. Указывайте стандарты, используемые для документирования определенных процессов.

3. Указывайте процедуры, используемые для подачи и получения одобрения для отказа от набора стандартных процессов организации.

4. Документируйте руководства по адаптации для набора стандартных процессов организации.

5. Проводите коллегиальные оценки для руководств по адаптации.

См. процессную область Верификация для получения дополнительной информации о выполнении коллегиальных оценок.

6. Пересматривайте руководства по адаптации по мере необходимости.

СП 1.4 Устанавливайте Хранилище Измерений Организации

Устанавливайте и поддерживайте хранилище измерений организации.

См. специфическую практику Используйте Организационные Активы Процессов для Планирования Проектной Деятельности процессной области Комплексное Управление Проектом для получения дополнительной информации об использовании хранилища измерений организации при планировании проекта.

Хранилище содержит меры, как продукта, так и процесса, которые связаны с набором стандартных процессов организации. Оно также содержит или ссылается на информацию, необходимую для понимания и интерпретации мер и оценки их на предмет обоснованности и применимости. Например, определения мер используются для сравнения аналогичных мер из разных процессов.

Пример рабочих продуктов

1. Определение общего набора мер продукта и процесса для набора стандартных процессов организации

2. Проектирование хранилища измерений организации

3. Хранилище измерений организации (например, структура хранилища, среды поддержки)

4. Данные измерений организации

Подпрактики

1. Определяйте потребности организации для хранения, получения и анализа измерений.

2. Определяйте общий набор мер процесса и продукта для набора стандартных процессов организации.

Выбор мер в общий набор на основе их способности обеспечивать прозрачность процессов имеет важное значение для достижения целей бизнеса и для фокусирования на элементах процесса, что существенно влияет на стоимость, временные рамки и эффективность в рамках проекта и всей организации. Общий набор мер может отличаться для разных стандартных процессов.

Определенные меры включают меры, связанные с управлением соглашениями, некоторые из которых, возможно, должны быть собраны с поставщиков.

Операционные определения мер определяют процедуры для сбора достоверных данных и точки в процессе, из которых данные будут собраться.

Примеры классов общих меры включают следующее:

  • Оценки размера рабочего продукта (например, страницы)
  • Оценки усилий и затрат (например, человеко-часов)
  • Фактические меры размера, усилий и стоимости
  • Тестовое покрытие
  • Меры надежности (например, средняя наработка до отказа)
  • Качественные меры (например, число найденных дефектов, степень тяжести дефектов)
  • Покрытие коллегиальными оценками

3. Разрабатывайте и внедряйте хранилище измерений.

Функции хранилища измерений включают следующее:

  • Поддержка эффективного сравнения и интерпретации данных измерений между проектами
  • Обеспечение достаточного контекста для того, чтобы новый проект мог быстро идентифицировать и получить доступ к данным в хранилище для подобных проектов
  • Дать возможность проектам повышать точность их оценок с помощью собственных исторических данных и исторических данных других проектов
  • Способствование в понимании выполнения процесса
  • Поддержка потенциального статистического управления процессами или подпроцессами, по мере необходимости

4. Указывайте правила хранения, обновления и получения мер.

См. процессную область Измерение и Анализ для получения дополнительной информации о спецификации процедур сбора и хранения данных.

5. Проводите экспертные оценки в отношении определений общего набора мер и процедур для хранения, обновления и получения мер.

См. процессную область Верификация для получения дополнительной информации о выполнении коллегиальных оценок.

6. Вводите указанные меры в хранилище.

См. процессную область Измерение и Анализ для получения дополнительной информации о спецификации мер.

7. Делайте содержание хранилища измерения доступным для использования организацией и проектами, по мере необходимости.

8. Пересматривайте хранилище измерений, общий набор мер и процедур при изменении потребностей организации.

Примеры, когда общий набор мер, возможно, должен быть пересмотрен, включают следующее:

  • Добавляются новые процессы
  • Процессы пересмотрены и необходимы новые меры
  • Требуется более подробная детализация данных
  • Требуется повышение прозрачности процесса
  • Меры удаляются

СП 1.5 Устанавливайте Библиотеку Активов Процессов Организации

Устанавливайте и поддерживайте библиотеку активов процессов организации.

Примеры элементов, которые будут храниться в библиотеке активов процессов организации, включают следующее:

  • Организационные политики
  • Описания процессов
  • Процедуры (например, процедуры оценки)
  • Планы разработки
  • Планы приобретения
  • Планы обеспечения качества
  • Учебные материалы
  • Вспомогательные средства процессов (например, контрольные списки)
  • Отчеты по извлеченным урокам

Пример рабочих продуктов

1. Проектирование библиотеки активов процессов организации

2. Библиотека активов процессов организации

3. Выбранные элементы для включения в библиотеку активов процессов организации

4. Каталог элементов в библиотеке активов процессов организации

Подпрактики

1. Разрабатывайте и внедряйте библиотеку активов процессов организации, в том числе структуру библиотеки и среду поддержки.

2. Указывайте критерии для включения элементов в библиотеку.

Элементы выбираются, прежде всего, на основе их отношений с набором стандартных процессов организации.

3. Указывайте правила хранения, обновления и получения элементов.

4. Вводите выбранные элементы в библиотеку и указывайте их в каталоге для упрощения ссылок на них и поиска.

5. Делайте элементы доступными для использования в проектах.

6. Периодически пересматривайте использование каждого элемента.

7. Пересматривайте библиотеку активов процессов организации по мере необходимости.

Примеры, когда библиотеку, возможно, придется пересмотреть, включают следующее:

  • Добавляются новые элементы
  • Элементы удаляются
  • Изменились текущие версии элементов

СП 1.6 Устанавливайте Стандарты Рабочей Среды

Устанавливайте и поддерживайте стандарты рабочей среды.

Стандарты рабочей среды позволяют организации и проектам извлечь выгоду из общих инструментов, обучения и обслуживания, а также экономить затраты от объемов закупки. Стандарты рабочей среды удовлетворяют потребности всех заинтересованных сторон и рассматривают продуктивность, стоимость, доступность, безопасность и факторы влияния на здоровье, безопасность и эргономические факторы. Стандарты рабочей среды могут включать руководства по адаптации и использования отказов, которые позволяют адаптировать рабочую среду проекта для удовлетворения его потребностей.

Примеры стандартов рабочей среды включают следующие:

  • Операционные процедуры, процедуры для обеспечения надежности и безопасности рабочей среды
  • Стандартные аппаратные средства и программное обеспечение рабочей станции
  • Стандартное программное обеспечение и руководств по адаптации для него
  • Стандартное оборудование производства и калибровки
  • Процесс для подачи заявки и утверждения или отказа от адаптации

Пример рабочих продуктов

1. Стандарты рабочей среды

Подпрактики

1. Оценивайте коммерчески доступные стандарты рабочей среды, подходящие для организации.

2. Адаптируйте существующие стандарты рабочей среды и разрабатывайте новые для заполнения пробелов на основе потребностей и целей процесса организации.

СП 1.7 Устанавливайте Правила и Руководства для Команд

Устанавливайте и поддерживайте организационные правила и руководства для структурирования, формирования и операционной деятельности команд.

Операционные правила и руководящие принципы для команд определяют и контролируют, как команды создаются и как они взаимодействуют для достижения целей. Члены команды должны понимать стандарты для работы и действовать в соответствии с этими стандартами.

При установлении правил и руководств для команд проверяйте соблюдение ими всех местных и национальные правил или законов, которые могут повлиять на использование команд.

Структурирование команды включает в себя определение количества команд, тип каждой команды и какое отношение имеет каждая команда с другими командами в структуре. Формирование команды включает учреждение каждой команды, назначение членов команды и руководителей команд и предоставление ресурсов для каждой команды для выполнения работы.

Пример рабочих продуктов

1. Правила и руководства для структурирования и формирования команд

2. Операционные правила для команд

Подпрактики

1. Создавайте и поддерживайте механизмы предоставления полномочий для своевременного принятия решений.

В успешной командной среде четкие каналы ответственности и полномочий устанавливаются с помощью документирования и внедрения организационных принципов, которые четко определяют полномочия команд.

2. Устанавливайте и поддерживайте правила и руководства для структурирования и формирования команд.

Организационные активы процессов могут помочь проекту в структурировании и реализации команд. Такие активы могут включать в себя следующее:

  • Руководства по структурированию команд
  • Руководства по формированию команд
  • Руководства по распределению полномочий и ответственности команд
  • Руководства для обмена информацией, использования полномочий и эскалаций
  • Критерии выбора лидера команды

3. Определяйте ожидания, правила и руководства, которые объясняют, как команды работают вместе.

Эти правила и рекомендации определяют организационные практики на предмет совместимости команд и могут включать в себя следующее:

  • Как интерфейсы между командами создаются и поддерживаются
  • Как задания принимаются и передаются
  • Каким образом можно получить доступ к ресурсам и входным элементам
  • Как может быть сделана работа
  • Кто проверяет, рецензирует и одобряет работу
  • Каким образом работа утверждается
  • Как результаты работы поставляются и выполняется оповещение
  • Кто кому отчитывается
  • Какие требования к отчетности (например, стоимость, график, состояние выполнения), мерам и методам
  • Какие используются меры и методы для отчетности по состоянию работ
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: